Цепь на Руси свидетельствовала о царском наряде, выполняясь из золотых колец, обязательно был и наперсный крест. Была и цепь «перевеязь» («охладень»), по которой кольца нашивались на атлас либо бархат. Для украшения такой цепи могли использоваться запонки с гурмыжским жемчугом или алмазами.
Немного истории из эволюции цепочек
Цепь на Руси свидетельствовала о царском наряде, выполняясь из золотых колец, обязательно был и наперсный крест. Была и цепь «перевеязь» («охладень»), по которой кольца нашивались на атлас либо бархат. Для украшения такой цепи могли использоваться запонки с гурмыжским жемчугом или алмазами.
При этом могли быть различные звенья, в числе их круглые, витые, граненые, плоские, плетеные и др. варианты.
Далее цепи на время утрачивают свою популярность, внимание на них вновь обращают лишь в середине 20-го столетия.
В Англии и Франции оставались цепи в привилегии для мужчин, а вот в Германии полюбились они и представительницам прекрасного пола. Позже в 16-м столетии, когда на первый план выходит испанская мода, находят свою популярность массивные шейные украшения, отделывались которые эмалью, немногим позже – уже жемчугом и драгоценными камнями.
Но со временем уменьшалась такая массивность изделий, поскольку первые роли отводились вопросам изящества отделки. В период ампира следование античным образцам становится буквально культовым, поэтому для женщин становятся предпочтительными скромные цепочки, по своей длине нередко доходившие до талии. Также были цепи и на талии – цепочкой перехватывали свободную одежду, либо использовался специальный пояс, включающий отдельные звенья.
Цепь Мономаха является известным драгоценным изделием, которую хранит Московская оружейная палата. Прислана цепь была вместе с бармами Владимиру Мономаху от Алексея Комнена. Изделие символизировало собой связь монарха со своими подданными. По имеющейся информации, носилась она через оба плеча крестообразно. Вес цепи составляет 2 фунта 17 золотников, длина – 2 фунта 17 золотников.